Царские милости для Александра Полежаева

28 августа, 9:13

Наш очередной материал из рубрики «Наши знаменитые земляки» посвящен личности довольно яркой - Александру Ивановичу Полежаеву. Повод подходящий - он родился 30 августа (11 сентября) 1804 года и, следовательно, на днях исполняется 215 лет со дня его рождения. Кто такой Полежаев, никому в Саранске объяснять не надо, в его честь названа самая длинная улица в столице Мордовии, ему воздвигнут памятник, его имя ранее носил республиканский педагогический институт (впоследствии переименованный в университет), а теперь носит Саранский техникум энергетики и электронной техники. У многих до сих пор на памяти прошедший с большим успехом спектакль Мордовского республиканского драматического театра «Крестник Его Величества» по пьесе Александра Терешкина с великолепным исполнением Вячеслава Акашкина и Владимира Долгова. Все наши горожане знают, что Полежаев – поэт, однако его стихи читали, увы, немногие.

Он был очень популярен в 20-30-х годах XIX века, являлся модным поэтом, особенно у молодежи, на его стихи писали романсы Варламов, Гурилев, Кюи. Судьба у поэта оказалось трагической, и прожил он немного. Кто знает: проживи он больше - и багаж его произведений был бы более весом и тогда он смог бы встать в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым… Полежаев отличался взрывным характером, однако дуэлей, столь популярных в ту пору, смог избежать. Быть может из-за того, что становился душой любой компании и ему многое прощалось. А скорее всего потому, что дуэль – это способ выяснения отношений между дворянами, а Полежаев был не совсем дворянин, не полноценный. И от этой неполноценности он страдал всю свою жизнь.

Он родился в имении Струйских в селе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии (на этом месте ныне в Рузаевке стоит средняя школа). Он был внебрачным сыном помещика Леонтия Струйского от его крепостной девки Аграфены Ивановой. Был внуком Н. Е. Струйского, унаследовав от него поэтический дар и взрывной характер. Естественно, ни о каком браке родителей будущего поэта не могло быть и речи. Однако барыня Александра Петровна Струйская, мать беспутного Леонтия, прониклась сочувствием к новорожденному чаду. Она и нарекла ребенка Александром, несмотря на то, что в то время простолюдины такое имя не носили, это было уделом господ. Барыня выдала Аграфене «вольную», освободив от крепостной зависимости. Затем ее выдали замуж за саранского мещанина Полежаева Ивана Ивановича. Так у Александра «появился отец». Аграфена с семьей переехала жить в Покрышкино (ныне Ромодановский район), что в 20 верстах от Саранска. В документах, соответственно, было записано, что он родился в этом селе в семье Полежаевых. Некоторые биографы ошибочно считают местом его рождения именно Покрышкино. Затем вновь последовал переезд в Саранск, где он живет с матерью и отчимом пять лет.

В целом в Мордовии Полежаев проживает до 12 лет. В 1808 году без вести пропадает его отчим, а в 1810 году умирает его мать. Куда было податься сироте?! Отец решил позаботиться о своем незаконнорожденном сыне. Он передает Александра, а также его сводного брата Константина (сына его мастери и Ивана Полежаева) под опеку дворового учителя Якова Андреянова, женатого на сестре Аграфены Анне. В 1816 году Леонтий Струйский в Рузаевке забивает своего крепостного поленом насмерть. И хотя крепостные тогда считались бесправным и бессловесным рабами, эту неслыханную жестокость оставить без последствий не представлялось возможным. Его сослали в Сибирь. Однако перед отъездом на поселение, он сумел увезти Александра в Москву для обучения в пансионе при Московском университете. Впоследствии Струйский скончался в ссылке в 1825 году. А его незаконнорожденный сын продолжал терпеть горести и лишения.

Тяжелая жизнь Полежаева наложила отпечаток и на его поэзию, она большей частью мрачная, упадочная. Даже сатирические стихи, и те тяжелые. Его довольно угнетала неполноценность, ущербность положения байстрюка, бастарда, незаконнорожденного сына, лишенного и дворянского титула и всех прав. Его душила обида: почему одним все, другим – ничего?.. Даже достигнув известности, он чувствовал себя изгоем в светском обществе. По утверждению Полежаева, единственным утешением в его жизни являлась поэзия.

По тогдашнему законодательству «незаконнорожденный» Полежаев не мог быть принят в университет и в сентябре 1820 года стал лишь вольнослушателем словесного отделения Московского университета. Во время учебы Александр быстро сошелся с либерально-демократическим разночинным студенчеством. Оппозиционным его настроениям способствовала нужда: помощь Струйских внуку была недостаточной, из-за безденежья приходилось часто прерывать учебу.

В начале своего творческого пути Полежаеву приходилось написание собственных стихов чередовать с переводами классических европейских авторов. Выходили переводы Байрона, Ламартина. Первая публикация его состоялась в 1826 году в журнале «Вестник Европы» - перевод стихов легендарного кельтского барда Оссиана (в интерпретации Дж. Макферсона) Морни и тень Кормала. Между тем его стихи, стихотворные повести были довольно популярны в студенческой среде, ходили в списках. Особенно удачной оказалась автобиографическая поэма «Сашка» (1825) выполненная в пародийной манере. Она была стилизована под только что вышедшую первую главу пушкинского «Евгения Онегина». Совпадения замечались даже в малом: «Мой дядя самых честных правил…» (А.С.Пушкин) и «Мой дядя человек сердитый» (А.И.Полежаев). Но если у Пушкина была представлена «энциклопедия русской жизни» через судьбу молодого человека, то у Полежаева – в основе – сатирическая составляющая, довольно злая, остроумная и едкая. Амурные похождения студента – повесы перемежаются резкими выпадами, порой довольно резкими против различных оплотов самодержавия. В центре – Сашка Полежаев, который воспитывался вначале в частном пансионе, потом учился в университете. От его резкого пера досталось и его малой родине:

Быть может, в Пензе городишка
Несноснее Саранска нет, –
Под ним есть малое селишко,
И там мой друг увидел свет...

В изображении Полежаева студент-гуляка, плебей, наблюдательный насмешник и озорник с компанией поклонников «буйственной свободы» и разгульной жизни выступает с протестом против ханжества религиозной и светской морали, лицемерия элиты:

Но ты, козлиными брадами

Лишь пресловутая земля,

Умы гнетущая цепями,

Отчизна глупая моя!

Когда тебе настанет время

Очнуться в дикости своей,

Когда с себя ты свергнешь бремя

Своих презренных палачей?

Восстание декабристов на Сенатской площади и последующее его жестокое подавление нашли отклик в его стихотворении «Валтасар», где говорится о гибели восточного сатрапа. Оно было проникнуто антимонархическим пафосом, политической злободневностью. Полежаев становится все более популярным среди студенчества, его стихами зачитывается молодежь. Поэта принимают в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. Следует отметить, что творчество Полежаева было известно и за рубежом. Его стихи там распространяли единомышленники поэта: Александр Герцен и Николай Огарев.

Критика существующей власти редко остается без последствий. Всегда находятся охочие приструнить зарвавшегося. Поэма «Сашка» послужила основанием для доноса жандармского полковника Ивана Бибикова на Александра Полежаева, на тот момент заканчивающего университет. Произведение молодого поэта оказалось в руках самодержца Николая I. По словам биографов, в другое время подобная выходка Полежаева могла бы остаться без последствий, но после событий 14 декабря 1825 года дело приобрело другой характер. В то время «умственное направление декабристов приписывалось вредному направлению образования юношества». О своей встрече с императором Полежаев позже рассказывал Герцену. Его привезли к царю ночью, находившемуся в Кремле перед коронацией и государь в присутствии министра народного просвещения, и других придворных, заставил автора читать его поэму вслух. Заслушав, вынес вердикт: «Это все еще следы, последние остатки; я их искореню!». И предложил Полежаеву: «Я тебе даю возможность очиститься военной службой. От тебя зависит твоя судьба: если я забуду, ты можешь мне писать». И поцеловал его в лоб, как покойника (отсюда и «крестник его величества»). После этого он был произведен в унтер-офицеры и направлен в Бутырский пехотный полк по личному распоряжению царя.

Воинская служба, бездумная муштра, полнейшая бездуховность оказались крайне не по душе поэту. Он стал писать царю, но тот не отвечал. Осознав всю губительность своего дальнейшего пребывания в части, он решается на побег. Полежаев думал добраться до Петербурга, где смог бы ходатайствовать перед царем об освобождении его от службы. Но он был пойман, отдан под суд и разжалован в рядовые. Причем разжалован без выслуги, лишен личного дворянства, и в связи с этим до конца жизни он должен был оставаться на военной службе рядовым. От отчаяния и тоски он запил, часто отлучаясь со службы. Однажды вернулся пьяным и довольно поздно, а на замечания фельдфебеля ответил оскорбительными бранными словами. За это он был закован в кандалы и целый год провел на гауптвахте в подвале Московских спасских казарм. Что характерно, Александр писал и в этих тяжелых условиях. Критики, оценивая его творчество той поры, отмечают появление (возможно, впервые в русской поэзии!?) тюремной и солдатской тем. Тюрьма для Полежаева близка сумасшедшему дому., иногда он с тюрьмой отождествляет всю Россию. Находясь «за решеткой» он пишет стихотворение «Узник», где также содержатся антимонархические выпады. Для него узник – это человек, лишенный жизни.

После долговременного содержания под арестом Полежаев был возвращен в Московский пехотный полк, а потом побывал на Кавказе, принимал участие в Кавказской войне: Чечне и Дагестане. Тогда были написаны две (в последствие запрещенные) поэмы «Чир-Юрт» и «Эрпели». Поэт показал войну глазами солдата. Он отмечает, что на этой войне русский человек вмешивается в жизнь другого человека. Позже будет замечено, что по его лирике можно изучать историю кавказских войн. За отличие в походах, Полежаев вновь был произведен в унтер-офицеры. По возвращению в Москву, его переводят в Тарутинский егерский полк.

В Москве его ожидала встреча со старым знакомым. Жандармский полковник Бибиков оказался давним поклонником его творчества, он сам пробовал писать стихи, но ничего путного у него не вышло. Может поэтому, он излишне предвзято читал поэму Полежаева «Сашка». Судя по всему, он себя корил за скоропалительный донос. Иначе чем можно было объяснить тот факт, что Иван Петрович Бибиков хлопотал перед воинским начальством о выделении Полежаеву двухнедельного отпуска. Этот отпуск он проводит в семье Бибиковых, в подмосковном имении Ильинское. В то время считалось хорошим тоном принимать у себя в гостях модного писателя. Тем более что его творчество нравилось и жене, и детям Ивана Петровича. Его 16-летняя дочь Екатерина пишет акварелью портрет поэта, пожалуй, самый знаменитый. А он влюбляется в нее, впервые в жизни, его творчество резко меняет направление, уступив место любовной лирике. Любовь поэта претендовала на взаимность и юная девушка готова была ответить ему. Но тут неладное заметил глава семейства: не такую партию Бибиков хотел для своей дочери. Полежаев уехал в полк, и больше им не суждено было встретиться. Много лет спустя, в 1889 году, Екатерина издаст свои воспоминания об Александре под псевдонимом «Старушка из степи».

Полежаев не любил армию, военщину и сама мысль вновь вернуться к продолжению службы действовала на него угнетающе. Он решает не возвращаться и исчезает по дороге в полк. Его ищут долго и все-таки находят. Далее биографы разнятся в описании. За самовольный побег из полка следовало жестокое телесное наказание розгами. Возможно, оно так разрушающе подействовало на организм Полежаева или обострившаяся чахотка, подхваченная еще во время годового заключения на гауптвахте, вызвало резкое ухудшение здоровья. В сентябре 1837 он был помещен в Лефортовский военный госпиталь, где спустя четыре месяца скончался. Перед смертью поэта поступил долгожданный приказ о производстве его в чин прапорщика, возвращавший его в офицерское сословие. Тогда Александр Герцен с горькой иронией написал, что «Николай I за чахотку произвел Полежаева в офицеры».

Похоронен наш земляк был на Семеновском кладбище. Могила не сохранилась, а со временем и само кладбище исчезло при промышленной застройке района. Но остались его стихи мрачные, обличительные, военные, любовные, разные!.. Читайте их, иные из них поразительно напоминают нашу действительность.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

(При работе над материалом использовались интернет-источники, кроме этого автор благодарен за оказанную помощь Галине Петровне Евстигнеевой, сотруднику музея А.И.Полежаева).

Загрузка...


Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Инфо-РМ

Реклама

Рекламное объявление

АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" ИНН 7725114488

Реклама
АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" ИНН 7725114488 2VfnxwGQBJx

Видео дня





Доска объявлений.jpg