Знаменитый благотворитель Санаксарской обители

18 февраля, 8:52

В этом году вскоре нам предстоит отмечать большой праздник -275-летие со дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом Федора Федоровича Ушакова. Адмирала, не потерпевшего ни одного поражения на поле брани за всю свою воинскую карьеру, не потерявшего ни одного корабля, и ни один его матрос не побывал в плену. Им было проведено 43 морских сражения, и не одно из них не проиграно. Некруглый, но все же юбилей, замечательного адмирала приходится на 24 февраля, идет следом за Днем защитника Отечества. Что характерно, день рождения великого флотоводца широко отмечался и при революции. Сейчас же его стараются отмечать каждые пять лет. Помнят, почитают. В августе 2001 года Федор Ушаков был канонизирован Русский православной церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии. Надо учесть, что это был первый случай канонизации флотоводца. А 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных.

Для нас значение предстоящего праздника приобретает особую значимость из-за того, что такая неординарная и героическая личность как Федор Федорович Ушаков является нашим земляком. Рожден он был не здесь, а последние годы своей жизни провел в сельце Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии, ныне территории Республики Мордовия. У нас по-своему пытались увековечить имя великого полководца, сохранить память о нем. В октябре 1947 года одна из улиц столицы нашей республики была названа в его честь (кстати, первая в тогдашнем Советском Союзе). А 5 августа 2006 года в Саранске был открыт кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, и на Соборной площади установлен памятник великому флотоводцу.

Для большинства соотечественников Федор Федорович был известен как прославленный полководец, умелый тактик ведения боя. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени. И канонизирован он был в лике праведных воинов. Между тем деяние об его канонизации гласит: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех». Наряду с его благочестием, праведностью и милосердием упоминается «самоотверженный подвиг благотворительности». По части благотворительности, помощи нуждающимся, в русской военной истории рядом с ним поставить, пожалуй, некого. Он был глубоко верующий человек, и любовь к ближнему прошла через всю его жизнь. Обычно подобное милосердие может исходить от людей духовного звания, от философов-просветителей, поэтов, пропускающих через себя чужую боль, но от адмирала флота подобное ожидать сложно. О ратных делах Ушакова сказано и написано немало, взять вездесущую Википедию, так там каждому его сражению посвящена отдельная глава. Мне хотелось бы накануне праздника вспомнить о его милосердии, благотворительности, помощи, которую он всегда оказывал тем, кто в ней нуждался.

Многие исследователи жизни и деятельности Федора Федоровича сходятся в мысли, что если другие офицеры, начальники в царской армии, флоте относились к солдатам и матросам, как к нижестоящим, черной кости, могли и розгами по спине отходить, то для Ушакова моряки были братьями во Христе, о которых он заботился, как о детях, об их здоровье, пропитании, одежде. День у него всегда начинался с молитвы. Характерно, что свой первый орден святого равноапостольного князя Владимира, он получил не за ратные подвиги, а за спасение команды от моровой чумы, косившей всех в Херсоне в 1783 году. В целях безопасности в степи, за городом, по его приказу создали отдельный палаточный лагерь, одежду матросов обкуривали дымом, проводили другие обеззараживающие мероприятия, и в результате у него оказалось мало заболевших. А если кто-то все же успевал поймать заразу, то его быстро удавалось вылечить. Причем Ушаков постоянно общался со своими подчиненными, в том числе и заболевшими, не опасаясь заразиться самому, здоровье моряков держал на постоянном контроле. Один из биографов Ушакова, Валерий Ганичев приводит в своей книге распоряжения флотоводца, сделанные в 1792 году: «По случаю ж недостатка в деньгах по необходимости к сбережению служителей в здоровье, отпускаю я из собственных своих денег тринадцать тысяч пятьсот рублей…для покупки свежих мяс и …для содержания госпиталей». Свои деньги для нормального содержания моряков он выделял неоднократно и далее, и далеко не всегда они возмещались из государственной казны. И что нужно отметить, Федор Федорович в отличие от многих современных ему моряков резко отрицательно относился к алкоголю. Он за исключением регламентированной уставом порции запрещал пить своим матросам. За пьянство нижних чинов адмирал строго наказывал командиров: он требовал от них бережно относиться к здоровью матросов. Кроме того, Ушаков запрещал карточные игры среди служащих.

Служил Федор Федорович не за страх, а за совесть. Побеждал врага уменьем. Трофеев с поверженных не брал. Его триумфальные победы в русско-турецкой войне были отмечены по достоинству, и не только боевыми наградами, но и земельными наделами с крепостными крестьянами в разных концах России-матушки (большой частью, в южных областях), а также большими денежными призами. Но это не прельщало его. Деньгами он охотно делился с теми, кому они были нужнее, выделял на нужды флота. На протяжении всей жизни старался жить достаточно скромно, был противником излишеств. Годовое его адмиральское жалование составляло 7200 рублей. Характерный факт, что он из положенных ему по чину десяти денщиков не имел ни одного. Заботился о нем старый камердинер Федор, знавший Ушакова еще мальчиком.

Стоит отметить, что русская армия часто нуждалась в дополнительном финансировании. Выделяемых денег не всегда хватало. Собирались пожертвования. Когда среди русского дворянства был организован сбор пожертвований в пользу армии во время франко-русской войны 1805-1807 годов, Ушаков передал две тысячи рублей (при средней сумме пожертвований в несколько десятков рублей), пять медных полевых пушек и алмазный челенг (перо на шляпу), пожалованный ему султаном Селимом III. Впоследствии по приказу Александра I челенг был возвращен Ушакову.

Федор Федорович поддерживал не только армию. В 1811 году, уже отойдя от дел ратных, пожертвовал 1 тысячу рублей в пользу Тамбовского дворянского училища, а в 1813 году на средства адмирала Ушакова и протоиерея Асинкрита Иванова в Темникове было открыто первое в Тамбовской губернии духовное училище.

Очередной пример патриотизма и благотворительности Федора Федоровича был проявлен во время Отечественной войны 1812 года. Архивные документы того времени свидетельствуют, что нашествие французской армии на Россию вызвало подъем патриотизма во всех слоях русского общества. Поднимался и старый, и малый, и богатый, и бедный, на защиту русской земли. В помощь регулярным армейским частям по всей стране создавались пешие и конные ополченские полки.

Сбор народного ополчения проходил на всей территории современной Мордовии, в том числе и в Темниковском уезде Тамбовской губернии. И, разумеется, активнейшее участие в формировании Тамбовского ополчения принял наш великий земляк, будучи уже далеко не молодым. Летом 1812 года темниковская знать представила на выборах кандидатуру Ушакова на пост губернского начальника над ополчением. Было выставлено 8 кандидатур. За адмирала отдал свой голос 291 из 312 выборщиков. Но Федор Федорович отказался от поста начальника губернского ополчения по состоянию здоровья и весьма преклонного возраста. Все это не позволяло ему надолго покидать Алексеевку. Несмотря на это, адмирал внес немалый вклад в общее дело обороны Отечества. Из «приходной книги» пожертвований, поступающих на обмундирование ополченского 1-го Тамбовского пехотного полка, следует, что личный вклад Федора Федоровича Ушакова оказался самым весомым – 2000 рублей (что составляло 10% от всех пожертвований губернии), несмотря на то, что среди других жертвователей были люди гораздо богаче Ушакова. На его средства в Темникове был создан госпиталь для больных и раненых солдат. Он выделял деньги, чтобы хворые ратники ни в чем не нуждались. Он и сам был частным гостем в госпитале, беседовал с солдатами, поднимал их боевой дух.   

В январе уже следующего 1813 года Федор Федорович внес 540 рублей на содержание и лечение больных военнослужащих (через Темников на фронт проходили рекруты из восточных губерний; многонедельный пеший путь отражался на здоровье ополченцев, и в городах по пути их следования заболевших оставляли на лечение). На эти деньги в течение месяца можно было выхаживать 60 тяжелобольных. По окончании войны адмирал пожертвовал «разоренным людям» весь свой банковский капитал (деньги собранные годами) - двадцать тысяч рублей с процентами. Так отозвалась его душа на великую народную боль.

Уже в наше время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказывался об Ушакове следующим образом «Удивительная личность, удивительный человек. Он канонизирован, конечно, за святость жизни, в первую очередь. Но его доблесть, его подвиги нельзя оторвать от всей его жизни…».

Адмирал не вел дневников, не оставил после себя воспоминаний, чтобы можно было апеллировать фактами при составлении его биографии. Между тем, со временем и местом рождения адмирала неоднократно возникали несоответствия, расхождения. Разные источники годом его рождения называли в одном случае 1743 год, в другом – 1745. (Недавно, в одной из Википедий, я встретил и 1744 год, золотую середину, так сказать). Точно установленный год его рождения - 1745 и в этом году отмечается его 275-летие. Долгое время Ушакова считали уроженцем земли мордовской. Один из первых его исследователей Ростислав Карпович Скаловский, автор труда «Жизнь адмирала Ф.Ф.Ушакова» в 1856 году писал, что он родился в сельце Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии. Эти данные оказались также в ряде энциклопедий, выходивших в XIX и ХХ веке. До истины в середине прошлого века «докопался» известный биограф адмирала Владимир Дмитриевич Овчинников, тогда и выяснилась настоящая родина Ушакова - село Бурнаково Романо-Борисоглебского уезда (ныне Рыбинского района) Ярославской области. Исследователь установил истинную дату рождения адмирала, нашел свидетельство о его рождении. Разумеется, что это открытие не всех устроило. Многие жители нашей Мордовии привыкли к тому, что флотоводец, не потерпевший ни одного поражения, является их земляком, также как Эрьзя, Сычков, Полежаев. Когда Овчинников, будучи в Саранске в 1980-х годах прошлого века на конференции, посвященной Ушакову, озвучил эти сведения, подкрепленные доказательствами, по залу прокатился ропот возмущения: «Не может быть!». Характерно, что некоторые темниковцы с этим не смирились до сих пор. Кроме этого, неоднократно возникал вопрос о месте погребения адмирала, действительно ли он погребен на территории Санаксарского монастыря у стены соборного храма. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала. По методу известного антрополога Михаила Герасимова по найденному черепу был восстановлен облик Ушакова. Все сходилось.

А как же великий адмирал, рожденный в Ярославской области, попал в дремучие темниковские леса? Я уже упоминал о том, что к наградам флотоводца за ратные подвиги в дополнение даровались земли, как правило, на юге империи, в районе Одессы. Он часть этих земель продал князю Григорию Потемкину, а часть пожертвовал империи, в этих местах сразу же получила развитие городская инфраструктура, начиналось строительство портов. Взамен Федор Федорович попросил ему выделить земли возле Санаксарского монастыря, где настоятелем был его дядя. К его приезду дядя уже умер, но они долгое время до этого состояли в переписке. Следует определиться и с территориальной принадлежностью Алексеевки, где прожил свои последние годы адмирал. Ее называют по-разному: то селом, то деревней. Между тем Алексеевка – это сельцо. В чем ее особенность? Все знают, чем село отличается от деревни: размерами и тем, что в ней есть церковь. Сельцо же – это небольшой населенный пункт, состоящий из дома помещика и прислуги, и там есть своя часовенка.

Ушаков не завел семьи и, выйдя в отставку, воспитывал осиротевших племянников, сыновей своего младшего брата Ивана: Николая и Федора. Вдохновившись примером своего воспитателя, они также выбрали флотскую карьеру.

Оказавшись на отдыхе, адмирал часто вспоминал о дальних походах и сражениях. Он славно послужил Отчизне. А на покое все силы, душу и деньги отдавал убогим, больным и калекам.

Согласно воспоминаниям иеромонаха Нафанаила, служившего в Санаксарском монастыре, Ушаков вел «жизнь уединённую в собственном доме, в своей Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три… по воскресеньям и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь… а в Великий пост живал в монастыре в келье… всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно».

Любопытный факт: этот иеромонах Нафанаил в письме архиепископу Тамбовскому Афанасию называл Федора Федоровича «знаменитый благотворитель Санаксарской обители». Вот уж воистину!

Монахи очень почитали дядю Ушакова – настоятеля монастыря и над его могилой воздвигли часовню, а когда умер Федор Федорович, то был похоронен возле часовни. Надгробный памятник ему установили благодарные племянники.

После революции 1917 года Санаксарский монастырь был закрыт, а часовня, построенная над могилой адмирала, разрушена, Впоследствии, когда антирелигиозная истерия в стране и обществе поутихла, могила адмирала была восстановлена и вместе с остатками монастырского комплекса взята под охрану государства.

В настоящее время Темниковский уезд Тамбовской губернии стал муниципальным районом Республики Мордовия. И Санаксарский монастырь теперь располагается на территории нашего региона. Но, к сожалению, нам мало что осталось на память об адмирале.

Когда Федор Федорович умер, то большинство его вещей спешно отвезли в губернский город - Тамбов, в только что организованный музей Ушакова. А наш республиканский краеведческий музей организовали в 1918, но в те годы до того ли было, чтобы собирать оставшиеся исторические крохи?

В преддверии 275-летия со дня рождения адмирала Российского флота в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее имени И.Д.Воронина была открыта выставка, на которой были представлены копии документов: герб и родословная Ушакова, письмо адмирала к Екатерине II и другие артефакты того времени. Морские сражения показаны копиями гравюр и картин 1790-х годов и настоящей корабельной пушкой XVIII века. Все это прекрасно сочетается с живописными портретами Ушакова, в том числе с прижизненным, привезенным с острова Корфу. Есть также муляжи орденов. Увы, но настоящих наград Ушакова нет ни в одном музее. Выгодно смотрится подсвечник из его имения, тот, который Федор Федорович когда-то держал в своих руках. Правда, свеча в нем новая, стеариновая. Где ж их теперь сыскать прежних-то, восковых?!

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

(При работе над материалом использовались исторические исследования Валерия Ганичева, Галины Абрамовой, Валентины Рассохо-Анохиной, а также другие интернет-источники, кроме этого автор благодарен за оказанную помощь Светлане Телиной, заведующей историческим отделом Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И.Д.Воронина).

Загрузка...


Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Инфо-РМ
Банк Хлынов снова в списке самых надежных банков страны

Видео дня





Доска объявлений.jpg