Андрей Еремкин: «Районные СМИ: показуха начинает напрягать»

13.09.2019

Несколько дней назад я по семейным делам был вынужден посетить один из районов Мордовии, где случайно познакомился с корреспондентом местной районной газеты. Поговорили о многом, в том числе о проблемах, связанных с состоянием республиканской и районной журналистики. Обменялись телефонами. А в конце прошлой недели решили сделать интервью. Мой новый друг попросил только о соблюдении одного условия – интервью должно быть анонимным. Его можно понять…

– Давай начнем с твоего личного отношения к мордовским СМИ.

– Когда Виталия Калугина назначили министром печати, он дал интервью газетам «Столица С» и «Известия Мордовии» в связи с назначением на эту высокую должность. Журналисты этих, без сомнения, экстра-класса газет тоже интересовались его мнением о мордовских СМИ. Так вот, он ответил, что «Столица С», «Известия Мордовии» и «Вечерний Саранск» – газеты, которых достаточно для того, чтобы сформировать представление о жизни республики. Виталий Анатольевич, конечно, хватил лишка.

Одной такой республиканской газеты вполне достаточно, чтобы понять, что все у нас прекрасно в солнечной Мордовии! Да, именно на это нацеливает прессу наше дорогое правительство и лично самый объективный человек – министр печати. Они заваливают редакции районных газет рекомендациями – о чем нужно писать. Требуют, чтобы в каждом номере присутствовали Путин и Волков, и как можно чаще! Требуют писать позитивные вещи, искать позитивные события, позитивных людей, которые просто счастливы, что им подняли пенсионный возраст, и они с радостью трудятся в возрасте 65 лет на каком-нибудь производстве. А ведь всем прекрасно известно, что современные мужчины не любят лечиться и до 60-ти часто не доживают, не то что до 65-ти.

– Избыток позитива – главная проблема мордовских СМИ?

– Да, такая показуха начинает уже напрягать. Сейчас дураков нет, все сами прекрасно видят, какая ситуация в республике, и не надо ее приукрашивать. Это людей злит, они обвиняют газеты в необъективности и нежелании писать правдивые вещи. Они хотят, чтобы газеты освещали проблемы здравоохранения, задержек с выплатой заработной платы, отсутствия асфальтированных дорог, уличного освещения – то есть то, что их волнует в первую очередь и что должно решаться. А у нас пишут о праздниках и кокошниках с венками на головах: только открой «Эрзянь правду» или «Мокшень правду» – ну не жизнь в республике, а сплошной праздник! Все только и делают, что поют и пляшут; почтальонки свою работу, за которую получают копейки, безумно любят и только о ней и мечтали всю жизнь. Все у нас на ура!

Это всем уже надоело, это никто не читает, кроме тех, о ком написано (хотя написано и с душой, тепло, хорошо).

Мы, журналисты, понимаем, что не в наших силах что-то изменить, и времена, когда критики в газетах боялись и власти спешно реагировали на нее, наказывали провинившихся, исправляли недочеты, давным-давно прошли. Критику сейчас не то чтобы боятся, а просто не хотят ее видеть на страницах газет. Нам ставится задача – создавать положительный имидж республики.

– И почему не публикуете критику?

– Наверное, просто не хотим портить отношения с местными властями, потому как субсидии, положенные райгазетам из республиканского бюджета, перечисляются на счет муниципальных образований, их закладывают в районные бюджеты, а те в свою очередь перечисляют их газетам, причем, бывает, с опозданием. А газете надо на что-то жить. Получается, что вот так ненавязчиво сделали газеты зависимыми от районной власти. Поэтому, чтобы получить свои деньги, редакторы стараются не вступать с ней в конфронтацию.

– Действительно, редакторов поставили в патовую ситуацию – ну нельзя же допускать, чтоб финансировал газету тот, кого газета обязана хоть изредка, хотя бы мягко, но критиковать. Дураку же ясно, что без критики газета – это бестолковый лист бумаги.

– Редактора пугает сама мысль, что власть можно за что-то критиковать, никто не хочет проблем на свою голову и все предпочитают работать тихо-мирно. Работа есть – и слава богу.

– Получается, главы районов полностью контролируют газеты?

– Да, главы имеют очень сильное влияние на редакции, несмотря на то, что те зарегистрированы как АНО и у них есть состав учредителей. К примеру, в Большеигнатовском районе глава вынудила редактора-пенсионера уйти на пенсию и назначила на эту должность свою подругу, работавшую в этом же коллективе. Однако в результате выиграла газета – новый редактор изменила стиль и содержание газеты, что теперь регулярно отмечается в республике. Еще в одном районе глава тоже убрал старую редактрису и назначил свою подругу. А уж как Живаева увольняли из кочкуровской газеты за его критические статьи, это, наверное, всем известно. Сейчас, думаю, это была бы самая интересная и острая районная газета.

– Что именно происходит, когда главе что-то не нравится в ваших публикациях? Только выражение недовольства?

– Да ничего не происходит. Главе сделают замечание в Правительстве, он выскажет это редактору, погрозит пальцем и… все пойдут работать дальше. Думаю, не только мы, но и все районщики стараются обходить острые углы, чтобы, так сказать, и волки были сыты, и… сами понимаете…

– Я так понимаю, в районных газетах не очень любят министра печати.

– Нет, нельзя говорить, что мы его не любим. Нам вообще все равно: что Маресьев, что Калугин – оба умные мужики, но, как и все, пляшут под дудку Правительства ради своих должностей и зарплаты. И мы также в свою очередь пляшем под их дудку и подстраиваемся под ситуацию. За что же их не любить? Пусть работают на здоровье, если хватило ума устроиться на эти должности!

Правда, о районных СМИ Калугин в одном из интервью отозвался как о динозаврах, у которых ничего не меняется – ни темы, ни стиль изложения, мол, они остались с советского времени. Он сравнил районки со старыми двубортными пиджаками с какими-то пуговицами. Этим он, конечно, обидел и возмутил всю районную журналистскую братию, которая и так старается, как может, делать свои газеты интересными. Но не у всех это получается.

– Почему не получается?

– А что интересного можно найти в богом забытом районе, когда все темы уже избиты и переписаны, а нового ничего не происходит? Неинтересные газеты не только в Мордовии, но и в соседних регионах. Везде одно и то же – праздники, народные коллективы, хорошие учителя, врачи, механизаторы и прочие представители рабочих профессий. Везде стандартные заголовки, предисловия, выводы. Правда, пишут про плохие дороги. Но за дороги никто не будет особо ругать, поскольку во многих регионах денег на дороги нет.

В Интернете встречаются интересные областные издания из других регионов, но там, сразу видно, работают способные журналисты – у них есть свой стиль, есть хоть какой-то анализ. Но в районных газетах – такая же ситуация как и у нас: все весьма посредственно. Вот в этом и беда нашей журналистики – нет никакой аналитики, кроме как, конечно, в «Столице С», но это все-таки другой уровень. Причина, конечно, в профессионализме журналистов. Все талантливые давно уехали или занимаются чем-то другим, наверное.

– Вот такой интересный вопрос. Знаю, что раньше, еще в мою бытность журналистом, на газету «Известия Мордовии» заставляли подписываться, особенно «эффективным» этот процесс был в районах. Не знаешь, сейчас «ИМ» тоже держится на административном ресурсе?

– Все осталось по-прежнему. В нашем районе всех бюджетников администрация заставляет выписывать «ИМ» в добровольно-принудительном порядке – вроде как и им план сверху дают. Так что многие не могут позволить себе выписать сразу две газеты – «Известия Мордовии» и районку, так что делают это по очереди: кто-то выписывает «ИМ», а кто-то районку. Но в «Известиях» всегда пишут только о том, что все хорошо, из критики – только материалы по уголовным делам. А в районке, хоть изредка, но пишут, что не все так благополучно в нашем царстве…

Естественно, принудительная подписка на «Известия Мордовии» отражается на нашем тираже, а это немаловажный факт для получения субсидий.

– Могу ли поинтересоваться, какую зарплату получают районные журналисты?

– По сравнению с правоохранительными органами и даже бюджетной сферой наша зарплата достаточно скромная.

– Помогает ли мордовским СМИ отделение журналистики нашего университета?

– К нам приходили практикантки. Пишут они с превеликим трудом, возможно, в тележурналистике дела пойдут гораздо лучше. Как сейчас готовят журналистов на отделении журналистики, не знаю, но даже нам в свое время ничего оно не дало. В профессию пошли единицы – те, которым нравится это дело, у которых получается что-то написать. Большинство же пошло по другому пути.

***
Районным газетам не позавидуешь. Очень немногие пытаются сохранить на своих страницах то, что можно назвать истинной журналистикой. В остальном районная пресса стала худшим образцом прессы советского образца – убогим и уродливым.

Показуха и угодливая позиция по отношению к главам администраций убивает смысл журналистики и делает ее бестолковой, превращая в вещь в себе (Ding an sich), т.е. в явление, живущее само по себе и только для себя. Районные газеты, как и большинство представителей других республиканских СМИ, давно лишились объектности, работая на касту чиновников. Читатели выпали из сферы интересов журналистов, и теперь газеты работают по установкам внутренней цензуры, когда любой материал оценивается с позиций «а что на это скажет глава района».

…Это все, что нужно знать о нынешнем позорном состоянии республиканской районной (и не только) прессы.

Автор: Андрей Еремкин

Возврат к списку

Инфо-РМ

Реклама

Рекламное объявление

АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" ИНН 7725114488

Реклама
АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" ИНН 7725114488 2VfnxwGQBJx

Видео дня





Доска объявлений.jpg