В пятницу в музее имени Эрьзи открылся новый зал, который получил название "Русская скульптура второй половины ХIХ - начала ХХ века". В нем собраны работы известных мастеров скульптуры, хранившиеся в запасниках музея.
В 1850-х годах в скульптуре наметился поворот к бытовому жанру. Следуя по пути, указанному передвижниками, к крестьянской теме обратился М.Чижов (1838 - 1916). В работе "Крестьянин в беде" (1873) изображен крестьянин-погорелец и все, что у него осталось после пожара.
Поэтика непосредственной жизненной правды присуща работам Е. Лансере (1848 - 1886). В его работах - особая любовь к передаче деталей, тщательная, порой ювелирная проработка деталей. ("Запорожец после битвы",1873).
"Надеждой русской скульптуры" считал В. Стасов скульптора Ф.Каменского (1836 - 1913). "Портрет Т. Шевченко", в основе которого лежит работа с натуры, достоверен и глубок психологически. Приемы классицизма: форма четырехгранного основания, некоторая идеализация образа способствуют созданию внутренне значительного, возвышенного образа.
В ХХ веке появляется целая плеяда молодых скульпторов: С. Коненков, А. Голубкина, С. Эрьзя, Н. Андреев. Их роднит характерный для скульпторов ХХ века универсализм - все они работают в разных жанрах и материалах, всех занимает проблема синтеза искусств.
Глубоко реалистичен и содержателен "Атеист" (1906) Коненкова. ( Первоначальное название – " Голова машиниста"). Скульптор воплотил в нем образ одного из участников революционных боев - Дмитрия Добролюбова.
Значительный резонанс в художественной среде имело появление в России П. Трубецкого (1866 - 1938), яркого скульптора-импрессиониста, работавшего и преподававшего в России с 1898 по 1906 год. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он разделил с Роденом "Гран-При", положив этим, по словам великого француза, начало "русскому триумфу" в мире. Его работам присущ художественный вкус, изысканный артистизм лепки, своеобразная живописность поверхности, как бы сохраняющая движения пальцев, светотеневые нюансы, создающие эффект мгновенности впечатления. "Портрет Л.Н. Толстого" (1899).
А. Голубкина (1864 - 1927) - ярчайший русский скульптор. Ее жизнь - подвижнический труд во имя искусства. Искусство Голубкиной обрело "почти портретное сходство с эпохой". Каждый из ее портретов равносилен целой биографии, в них заключен дух русской жизни рубежа двух столетий. Например, "Карл Маркс"(1905).